ЗАГАДОЧНАЯ МУРЛЫКА

    Издавна бытовал обычай — срубил ли хозяин дом, отстроил ли хоромы, слепил ли избушку-завалюшку, первым в жилье не заходит, пустит вперед кошку. Перебираясь на новое место, бережно несли мягкий, усатый и ласковый живой клубок. Все равно какой масти — была бы только кошка! Трусит рядом верная собака, идут трудяга-коняга и кормилица-корова, бегут куры, важно шествуют гуси и утки — не им почет. Придет время, крестьянин и теленка на руках в дом внесет, и гусей по гнездам в спокойных углах рассадит, потеснив сенью. Но всему свой черед.
    А пока что первый новосел-кошка. Пустят ее через порог, а потом уж и сами войдут.
Служба кошачья важная была — мышей ловить. А еще кошка нужна была как вещун. Будет она хозяину знак давать — гостей намывать! Повольготнее усядется и давай умываться. Посмотрит хозяин на кошачий хвост и посоображает, откуда ждать гостя. Куда хвост направлен, оттуда, дескать, и придет. Подводил, бывало, кошачий марафет. Тогда припечатывалось к ней обидное мнение: «кошка - пустомойка: долго мылась, гостей не намыла».
    Радовались, когда кошка потягивалась к человеку. Это к «обнове». Знакома кошка людям и как «метеостанция». Много примет связано с ней; кошка клубком — на мороз; кошка в печурку — к ненастью, стену дерет — к непогоде; вверх брюшком вытянулась — к теплу и т. д.
    Примечали невесты и отношение своих женихов к кошкам, так как по этому судили об отношении к... себе. Сошлемся на авторитет знатока народной поэзии В. И. Даля, записавшего примету: «Кто кошек любит, будет жену любить». Ни меньше, ни больше! Помнилось поверье: «Убить кота — семь лет ни в чем удачи не видать».
    Обычай впускать кошку в дом первой связан с древнейшими языческими представлениями о природе как в сущности мыслящей. Человек собственные свойства переносил на окружающее, в частности, на дерево. Срубая его, считал себя обязанным как-то задобрить природу за причиненную боль. Поэтому у язычников и положено было приносить жертву — сначала людей, потом животных. Еще средневековье знало обычай — закладывать овец или коз под фундамент возводившихся храмов. Потом жертвенное животное заменила кошка. С нею связано и поверье о чудесной, сверхъестественной, «колдовской» силе.
    Так что если «злые силы» обиженного дерева или леса вздумали бы нанести вред человеку в новом доме, то натолкнулись бы сперва на кошку, переступившую порог. А кошка из тех, которые «сами с усами». Отвела, значит, беду от хозяев дома — милости прошу, входите.

В. ФЕДОРОВА,
доцент   Курганского педагогического    института
КУРГАН.


<<предыдущий содержание следующий>>








О проекте
Реклама
Читаешь медленно? Нужен разгон мозгов? Акселератор здесь!!!
"Скорочей" - читай быстрей - а программа в помощь
счетчик посещений html counter bondage personals





Используются технологии uCoz