|
ДАР ВАЛДАЯНедавно были семьей в Москве, на ВДНХ покатались на тройках, сынишку очень заинтересовал колокольчик под дугой. Замучил вопросами: зачем да почему? Помогите ответить. (В. Калугин, Пермь).Отвечает профессор А. ГАНУЛИЧ. В России до строительства железных дорог основным средством перевозки почты и пассажиров были конные почтовые тройки. Под дугой коренника (средней лошади) тройки подвешивались колокольчики — обычно от одного до трех. Слышимый издалека звон колокольчиков извещал о прибытии и отправлении почтовой повозки, обязывал всех уступать ей дорогу, вызывал смену лошадей на почтовой станции. Не раз выходили постановления, запрещавшие употребление колокольчиков на всех экипажах, кроме почтовых и полицейских. При въезде в город в целях борьбы с шумом колокольчики подвязывались. Исключение делалось только для курьерских и фельдъегерских троек. Но колокольчик служил не только сигналом. Мелодичный звон развлекал путника в дальней дороге. Эта функция колокольчика приобрела особенно большое значение в период, когда тройки, утратив свою транспортную роль, широко использовались для праздничных катаний. При этом упряжь снабжалась, помимо поддужных колокольчиков, ошейниками с бубенцами. Подбор колокольчиков и бубенцов, издававший при езде «согласный» (гармоничный) звон, носил название «ямской гармони». Родоначальником поддужно - колокольного промысла является Валдай, находившийся посредине главного в стране Московско - Петербургского почтового тракта. Поддужные колокольчики воспеты в поэзии А. Пушкина, П. Вяземского, Я. Полонского, А. Блока, С. Есенина.
|
||||
|
|||||